Алле, типография! Можно спросить?
Всем привет!
Мы собрали пять наиболее распространенных вопросов, которые начинающие дизайнеры задают печатникам перед отправкой макета в типографию. Возможно, о чем-то вы уже слышали, а какие-то вещи станут для вас маленьким, но очень полезным открытием.
И все же почему CMYK, а не RGB?
Да-да, об этом миллион раз сказали другие, и мы туда же. Железное правило — для печати только CMYK.
Нужно понимать, что RGB (Red-Green-Blue) используется для электронных изображений на экране, когда происходит смешение красного, зеленого и синего светодиода. CMYK (Cyan-Magenta-Yellow-Black) применим для печати на бумаге. И то буйство красок, которое мы видим в конечном итоге, есть смешение множества точек четырех основных цветов.
Так при увеличении выглядит отпечаток на бумаге: точки 4-х красок сливаются и образуют заливку
Если сравнить CMYK и RGB, то последняя модель обладает большим цветовым диапазоном. Поэтому многие RGB цвета просто невозможно получить при печати. Настройка профиля CMYK в начале создания файла для типографии позволяет увидеть на мониторе максимально приближенный цвет окончательных отпечатков.
Отсюда лайфхак. Если готовите макет одновременно и для печати, и для веба, то начинайте с варианта для типографии. Сделать из него файл для просмотра на экранах будет гораздо проще. В противном случае мы можете быть разочарованы не только тусклостью красок, но и отображением теней, прозрачностей, линз, которые при переводе из RGB в CMYK ведут себя непредсказуемо.
Что такое 4+0 или 4+4?
Нет, это не примеры для первого класса. Это техническое задание для печатника. Цифра 4 – означает полноцвет, то есть макет будет печататься в 4 краски CMYK (Cyan-Magenta-Yellow-Black). Вторая цифра 0 говорит о том, что оборотная сторона не запечатывается. В задачке 4+4 — правильный ответ: CMYK на лицевой стороне и CMYK на оборотной.
Бывают другие варианты. Например, 4+1 — это значит, что для печати оборотной стороны используется 1 краска, обычно черная. Две краски чаще используют для печати на ризографах: тогда в задании прописывают 2+0 и указывают цвет, например черный и маджента.
Очень интересный момент! Один цвет не означает печать в одну краску. Например, насыщенный коричневый состоит из четырёх красок C-48; M-89; Y-82; K-74. Поэтому типография посчитает вам за 4 краски. Для экономии средств особенно при больших тиражах рекомендуется использование цвета Pantone.
В Pantone Matching Systems каждый цвет имеет свой номер и плашку-образец. Нужный колор получается не сочетанием голубого, пурпурного, желтого и черного, а предварительным замешиванием красок по существующим цветовым формулам. В этом случае смешение происходит не на листе при печати, а до процесса нанесение краски на бумагу. То есть тот же самый коричневый цвет можно напечатать в 1 краску.
Кстати, Pantone может быть пятой краской на вашем отпечатке: 4 CMYK + 1 Pantone. Вот такая арифметика!
Всегда нужно переводить текст в кривые?
Это еще одно незыблемое правило, про которое говорят дизайнерам. Но в нем, как у любого правила, есть свои исключения.
Indesign – программа для верстки газет, журналов, каталогов и других многостраничных изданий. Скривленные шрифты сильно увеличивают размер файлы и делают его недоступным для редактирования.
Чтобы передать макет без перевода шрифтов в кривые используют функцию «Упаковка» (File | Package). По завершению процесса в отдельную папку автоматически собираются исходный файл, pdf копия, прилинкованные файлы (фото, иллюстрации) и шрифты. Пакет в таком виде отправляется в типографию, где его в случае необходимости может поправить местный дизайнер-верстальщик.
Если макет создан в Illustrator или CorelDRAW, то перед отправкой на печать шрифты надо кривить. Что касается Photoshop, то в растровом редакторе текст, особенно мелкого кегля, лучше не размещать. В векторе он будет более четким.
Что такое вылеты в макете и зачем они нужны?
Отсутствие вылетов — частая ошибка начинающих дизайнеров. Совершается она по причине незнания типографских процессов.
Вылеты — это дополнительные миллиметры к размеру файла. Как правило, погрешность при резке составляет от 0,05 — 2 мм в зависимости от вида продукции и попасть точно в линию реза невозможно.
Продукция режется не двумя–тремя листами, а большой стопкой, в которой листы могут смещаться, из-за чего нож неточно попадает на линию обреза. Для этого в макете делают лишние миллиметры с каждой стороны, которые потом обрезаются. Это помогает избежать проблемы белых полей.
Зона безопасности. Чего опасаться?
Если расположить важные элементы дизайна: лого, текст близко в краю реза, то они могут попасть под нож. Поэтому желательно выдержать зону безопасности в 3-5 мм от края макета.
Таком образом, в макете должны быть припуски наружу (вылеты) и отступы внутрь (безопасная зона). Рассмотрим правило на примере листовки формата А6, размер 105х148 мм.