Что такое «хороший дизайн» и кому он нужен?

seledka1

Всем привет!

Некоторое время назад один из моих подписчиков прислал очень мне интересный вопрос, в качестве материала для публикации. Сам не пойму, почему я до сих пор не удосужился высказаться по этому поводу.

Сегодня, перебирая старую почту, обнаружил письмо с вопросом и принялся обдумывать ответ. В итоге вышла статья. Уверен, что для многих она будет полезна. Мне было бы интересно узнать ваше мнение по поводу прочитанного, поэтому прошу вас оставить здесь свои комментарий.

Итак, Вот вопрос:

[testimonial]Добрый день, Боб!
Кто определяет объективные правила, в соответствии с которыми строится «хороший» дизайнерский продукт? Два разных человека один и тот же дизайн, построенный по всем правилам, выработанным человечеством за время существования дизайна, как прикладной дисциплины, могут оценить в абсолютно полярных категориях. А ведь дизайнер хочет, чтобы его продукт определённым образом воздействовал на «потребителя»…[/testimonial]

Действительно, существует ли какой-либо критерий «хорошего» дизайна и если есть, то кто его определяет?

Вопрос непростой и однозначно на него и не ответишь. С одной стороны, дизайн в отличии от декоративно-прикладного искусства, не определяется одной лишь категорией «красиво — некрасиво». Задача дизайна не украшение, а коммуникация с целью продвижения и продажи товаров или услуг.

Ну, а ежели так, то выходит, что хороший дизайн — это тот, который продает?
Но с другой стороны, продавать можно по-разному. Стиль продаж формируется в зависимости от рынка потребителя.

Тех, кто покупает на дешевом базаре, вполне устраивает селедка, завернутая в газетку. А вот более требовательным покупателям подавай красочную упаковку и рекламу на первом канале о селедочной пользе и низкой калорийности. И рекламное агентство, работая над брендом селедки, уже не обойдется одним только упоминанием о доступной цене и всяких там полезных Омегах-3. Придется сочинять для селедки легенду, визуализировать пользу и мотивировать к действию.

Такая реклама, возможно, будет эффективна для одних покупателей, а другие все равно не оценят креативных стараний целой армии копирайтеров и арт-директоров. Для них самая лучшая реклама — цена, а самый лучший дизайн — трехметровая надпись «Скидка 50%».

И вот, представьте, что вы не спите ночами, разрабатывая концепцию фирменного селедочного стиля. Вы довольны своими креативными находками и показываете их заказчику. Но, к вашему чрезвычайному огорчению, при виде ваших эскизов, кислая физиономия заказчика слаще не делается. Более того, он начинает диктовать вам, что и как надо сделать. Не нужен ему ваш дядька Черномор и прочие сказочные персонажи. Он хочет, чтобы все было просто и понятно: селедка, так селедка! А фольклор и поэзия ему не интересны. Как жаль!

Как же угодить заказчику и при этом не загубить свое дизайнерское кредо?

Хороший дизайн не только продает, в конце-концов дизайн — это не искусство продаж, но он умело воздействует на потребителя посредством двух каналов: зрительного, т.е цвета, формы, композиции и вербального канала в виде слов. Воздействия на эти каналы вызывают у потребителя ассоциации, эмоции и желания на подсознательном уровне.

Хороший дизайн, как и хорошее искусство, далеко не всегда говорит прямым текстом. Дизайн заставляет нас думать об одном, говоря как будто совсем о другом, но при этом наводя на необходимые мысли.

Почему так? Почему бы не называть селедку селедкой? Вот вам классная фото иллюстрация селедки, а вот вам красивый текст! чего ж вам боле?


Denseledki

А вот я вам приведу пример из другой сферы.

Для того, чтобы рассказать о любви, вовсе не обязательно крупным планом изображать поцелуи. Переберите в памяти хорошие стихи о любви. Не те, которыми пестрит Интернет, типа «роза-мимоза», а настоящие стихи. Найдете вы в них слова об осени, весне, снах, одиночестве, запахах, ревности, вдохновении, — словом, о душевном состоянии, вызванном любовью или о вещах, наводящих на мысли об объекте любви.

Такие стихи воздействуют на наше подсознание, извлекают из нутра воспоминания, впечатления и ощущения…

Так должно быть и в дизайне. Для того, чтобы привлечь внимание к продукту, вовсе не обязательно его изображать и украшать. Гораздо лучше и интереснее будет показать результат потребления этого продукта и подчеркнуть тем самым его относительные преимущества. Так в рекламе кофе показывают не столько сам кофе, сколько удовольствие, которое он доставляет…

Таким образом, хороший дизайн, как правило, не кормит нас готовыми штампами, а будоражит воображение, заставляя его домыслить все необходимое и сделать выводы.

Но проблема в том, что заказчик далеко не всегда понимает, что такое хороший дизайн и не готов всецело довериться своему дизайнеру.
Всегда ли клиент прав и может ли он определять критерии хорошего дизайна?

Если вам важно не потерять свое дизайнерское достоинство, то вы можете:

1. Попытаться доказать клиенту свою правоту и донести до его недалекого сознания свое творческое видение в свете развития мировых тенденций визуальных коммуникаций….
2. Стукнуть кулаком по столу и отказаться переделывать свой гениальный дизайн.
3. Послать клиента на поиски менее амбициозного дизайнера.

Во всех трех случаях ваш шанс чего-либо добиться, включая и получение гонорара, уверенно стремится к нулю.

Если же вам важнее всего поскорее закончить работу и получить за неё деньги, то попробуйте умерить свой напор креативности и постарайтесь ублажить заказчика.  В конце-концов, и великим гениям прошлого приходилось работать не ради славы, а ради пропитания. Конечно, хотелось бы, чтобы все наши работы выходили креативными и оригинальными и при этом нравились клиентам. Увы, такая идиллия — довольно редкое явление.

Начинающему дизайнеру непросто бывает добиться творческой независимости от клиента.

Ну, и? Да не тяни же ты, Боб! Что делать-то?

Надо стремиться к тому, чтобы не вы бегали за клиентом, а наоборот, клиент, увидев ваши работы, сам бы загорелся нестерпимым желанием что-нибудь вам заказать. С таким клиентом вам будет легче найти общий язык.

Почему? Потому, что из всех дизайнеров он выбрал именно вас.

Если у вас интересное портфолио, то можно предположить, что тот, кто сумел его оценить, достигнет с вами большего взаимопонимания, чем тот, кто посмотрел и ничего не понял.

Вывод: если хотите стать дизайнером, а не ремесленником-исполнителем, то позиционируйте себя в качестве такового!

Не бойтесь отстаивать свое мнение!
Учитесь аргументировать свои креативные решения!
Будьте уверенными в своей работе. Уверенный профессионал подчиняет и обезоруживает.
Действуйте, и конце-концов ваш клиент вас найдет!
Со временем у вас появятся постоянные клиенты, говорящие с вами на одном языке, работа с которыми вам будет приятна и легка!

Похожие записи

  • Ник

    Действуйте, и В конце-концов Ваш клиент Вас найдет!

    нТравились клиентам. Увы, такая идилия — довольно редкое явление.

  • Роман

    Борис, спасибо за текст. В целом интересно. У меня стаж в дизайне более 10 лет. Я методолог по направлению «техническая эстетика и дизайн».
    Одно маленькое пожелание: очень много ошибок в тексте! Исправьте пожалуйста 🙂
    Желаю удачи!

    • http://creativshik.com Борис

      Роман, с радостью исправлю много ошибок, если подскажете где их найти. ))

  • Игорь

    Добрый день Уважаемый Боб, добрый день Уважаемые дизайнеры. Статья очень актуальная. Зачастую встречаются ситуации когда с клиентом находишься в разных полях видения картины. Как я для себя попытался решить эту задачу: я подумал, что необходимо понять психологический склад заказчика, узнать о его видении работы, о его вкусах, предпочтениях. Я создал анкету, в которой предлагаю клиенту ответить на некоторые вопросы, например такие как: какой стиль Вам ближе( строгий, яркий молодежный, легкий, светлый и т.д.) любимые цвета, любимая геометрическая фигура, работы которые встречались ранее (например в интернете) и понравились и так далее. Исходя из ответов я формирую мнение о том, в каком направлении действовать. Очень помогает на практике.

  • http://portfolio-st.com Tatiana

    Добрый день Боб, спасибо за статью с удовольствие прочитала. Дизайном занимаюсь не очень длительное время. Сейчас пишу свое портфолио, да и с заказчиками еще не работала. Хотелось бы узнать Ваше мнение, имеет ли смысл в создании своего портфолио ориентироваться на буржуйский дизайн, вернее на качество оформления фронтенда. И насколько сейчас заказчик готов воспринимать такое оформление дизайна?

  • lusi

    Спасибо,все очень интересно,полезно и познавательно!!!

  • angevicka

    была в моей практике одна такая ситуация, от которой я до сих пор в уныние прихожу, когда вспоминаю. Весьма не простой клиент заказал мне дизайн для рекламного материала, который должен был попасть(на данный момент уже попал) в руки нескольким сотням «денежных мешков», цель была, естественно, побудить их раскошелиться на млнные суммы… я со всей серьёзностью и креативностью подошла к поставленной задаче… в итоге все мои идеи были отвергнуты и со словами «мы потребитель — нравиться должно нам» меня заставили сделать самый что называется «никакой» дизайн да и ещё как контрольный выстрел вставить на обложку! фотку, отфотошопленную как будто вырезанными от руки кусками других фотографий да и ещё в отвратительном качестве… вот как тут отстаивать своё дизайнерское кредо?

  • http://whatbloggerwant.ru Олег

    Думаю, что грубо говоря «хороший дизайн – это тот, который продает». Дизайн должен решать определенную задачу.
    Порой видишь плакат красивый, креативный, а реклама не работает и понимаешь видимо задача этой рекламы быть красивой и креативной.

  • Nadejda

    Здравствуйте Боб. Я уже несколько лет работаю дизайнером, занимаюсь мелкой полиграфией (плакаты, афиши, листовки, календари и т. д.). Я не считаю себя хорошим дизайнером, так как всегда есть к чему стремиться. Раньше у меня часто, были описанные ситуации с клиентом, после которых опускались руки, ничего не хотелось делать. Но в последнее время, после общения с заказчиком я понимаю, что ему нужно и нужен ли ему креатив, появилось какое-то внутреннее чутье. Иногда встречаются такие люди, что им трудно вообще что-то объяснить, они слышат только себя и поэтому приходиться делать так, как хотят они. А всякие объяснения приводят к обидам заказчика и расцениваются как оскорбления. Поэтому спокойствие и только спокойствие, ведь нормальных заказчиков, как правило большинство. Иногда после того как заказчик получив то что хотел, при хорошем общении будучи до этого не вменяемым, в следующий раз приходит к вам уже как к специалисту и дальше можно потихоньку направлять его желание в нужное русло.
    Вам спасибо за ваш сайт, за ваши статьи и за то, что вы делаете для таких как мы!

  • Yuliya

    Прочитала вашу статью..и на сто процентов согласна с тем, что когда ты уверен в своей работе, то и заказчики оценивают все абсолютно по другому. У меня был такой случай …один мужчина заказал мне сделать мелкий декор в его квартире…в течении месяца я ему показывала наброски рассказывала как лучше, но была неуверенна в своих силах…в итоге заказчик отказался от моей работы..сказав что ему не нравится…Примерно через пару месяцев ко мне пступил один заказ на салон красоты..я уже более веренная в себе начала делать свою работу…заказчица была в восторге…поросила еще поработать в ее квартире…потому что предыдущий декоратор девочка-студенка делала всякую ерунду …придя в эту квартиру я поняла что эта женщина жена моего предыдущего заказчика)))вот

  • CreoCreator

    Спасибо за статью, Борис! Думаю, перед всеми, кто когда-либо работал с заказчиками возникали спорные вопросы — это неизбежно. Но, как Вы правильно написали: «если хотите стать дизайнером, а не ремесленником-исполнителем, то позиционируйте себя в качестве такового!» — необходимо постоянное самообразование в области дизайна, практика, с этим прийдет уверенность в своих работах, а главное осознанное делания, а с помощью вашей методики зарисовывания мыслей на листе бумаги — за что Вам отдельное огромнейшее спасибо, прийдет и озарение.

  • Оксана

    Здравствуйте, Боб.
    Вопрос, который Вы осветили в этой статье меня очень волновал. Ведь заказчик не всегда знаком с правилами в дизайне, он видит все по-своему. Сколько людей – столько и мнений. Он хочет так и правила его не интересуют. Спасибо Вам за увлекательную статью, Уверена она мне поможет в будущем.
    Но у меня есть к Вам еще вопрос. В статье вскользь было упомянуто о качественном портфолио. Расскажите, пожалуйста, какие основные принципы и на что нужно обратить внимание при создании портфолио для начинающего дизайнера. Каким оно должно быть…
    Жду ответа.
    Благодарю.

    • Боб

      Здравствуйте, Оксана!
      Спасибо Вам за вопрос.
      Это очень важная и обширная тема и в двух словах всего не расскажешь,
      поэтому я постараюсь в ближайшем будущем написать развернутую статью.

  • Levon

    Спасибо за статью, у меня часто бывает токая ситуация, но пока что держусь, получается объяснять. но бывает и наоборот. статья полезная, как и все остальные.

  • http://diz.uz Rustam

    Мне почему то пришла в голову банка сгущенного молока с родной нам всем советской расцветкой — сине-бело-фиолетовой 🙂 и у всех эта расцветка ассоциируется со сгущенкой и качеством. Поэтому люди наверняка будут брать сгущенку в этой упаковке, даже если рядом будет стоять продукт того же качества или может даже лучше, но в другой незнакомой «одежде»

  • Настёна

    Здравствуйте, Боб! Спасибо за Ваши полезные статьи — я закончила курсы дизайна, но все еще вижу много белых пятен в своих знаниях! К вопросу о том, что бывает, если идти на поводу у заказчика: как рассказывала мой замечательный преподаватель по Композиции, не идите никогда на компромисс с собой ради прихоти клиента — как только это случится, вы перестанете получать удовольствие от своей работы, а это самое худшее для творческого человека…

  • MAX

    Ну ессественно, газета будет называться «Новости Нептуна»

  • MAX

    Многие наверное любят копченую мойву,упакованную в картонные коробочки и оформленную под дерево.Почему бы не упаковать селедку
    в подобную коробочку, но оформленную в виде газеты и в тексте указать преимущество цевилизованной упаковки? разница в цене будет копеек 50.

  • Андрей

    Тем не менее спасибо за Ваши уроки, с интересом просмотрел и жду очередного на свою почту

  • Андрей

    Я считаю, нельзя недооценивать выбор шрифта в любом случае.

  • Андрей

    Боб, не пора ли уходить от страшного Arial в своих работах, ведь это дурной пример для учеников, неудачный клон от старшего брата
    Helvetika да ещё эти «паучьи»К и Ж всегда меня прибивают, и без того кириллица из-за своей слабой внутренней динамики требует очень точного подбора шрифта (я не имею ввиду акцидентный набор). Предлагаю поднять тему шрифтовой культуры на Ваших уроках.

    • Боб

      Дорогой Андрей, а что Вы называете «моими работами». Где Вы их видели?
      На сайте я выставляю только специально созданные наглядные примеры по теме поста.
      Для того, чтобы продемонстрировать основные правила дизайна мне достаточно и Arial. Кроме того, тем самым я пытаюсь развенчать миф о том, что грамотный дизайн невозможен без «крутых» шрифтов. Если же я решу написать статью по типографике или шрифтовой эстетике, то разумеется, буду использовать другие шрифты.

  • Светлана

    Здравствуйте, Боб! Прочитала статью и … не могу не согласится. Люди часто покупают не товар или услугу, а образ, стиль жизни который видят в рекламе.
    Я не дизайнер, а специалист по PR (почти специалист, еще учусь). Но проблема эта мне близка. Вот, кажется, придумаешь что-то интересное, как раз то, что надо. Но встечаешь волну непонимания… Я думаю, в такой ситуации самое гавное — не потерять веру в свои силы, не бояться в слудующий раз предлагать идеи, не бояться еще раз не получить признания. Это не просто, но легких путей не бывает)))

  • Mary

    Когда сделанный дизайн не принимался заказчиком, на 2й раз, одним из приемов было создание дизайна абсолютно противоположного всем правилам геометрии, смысла и сочетания цветов))) иногда помогало.

    ну а сейчас я считаю, что даже дешевую селедку надо заворачивать по-человечески 😉

  • Anna

    Да, я думаю каждый из нас сталкивается с этой проблемой, в часности если занимаешься творчеством. Большинство людей – заказчиков оценивают работу по принципу нравится-ненравится. Я работаю в газете и ежедневно делаю рекламные блоки, на обсолютно разные темы, и часто сталкиваюсь с такова рода проблемами… Могу сказать одно работа работой, но все таки хочется быть замеченным и что бы оценили твою работу. И я нашла некий выход из полощения. Во первых, у меня есть диплом дизацнера и я в этой сфере занимаюсь не первый год, я этим пользуюсь когда убеждаю заказчика в то что «красиво» некрасиво», во вторых, я предлагаю несколько вариантов, и стараюсь всегда объяснить свою идею. Не исключаю, что в некоторых ситуация приходится делать то что велят, но меня успокаивает то что если мы не сошлись мнениями с клиентом, у меня всегда есть парочка работ которые на мой взгляд лудше,хоть они и остаются не опубликованными.
    Со временем, я понимаю что мое терпение идет на пользу, и разногласий с клиентами становиться меньше, не потому что я делаю как хотят они, а потому что я научилась обьяснять людям свою идею.
    Я считаю, если заниматься дизайном, то нужно постоянно учиться и читать литературу, и еще, самое важное это бесконечная практика. А чтобы стать хорошим дизайнером, нужно прежде всего стать психологом, научиться ДУМАТЬ креативно и между делом осваивать программы.

  • Валентина

    Здравствуете, Боб! Да, статья замечательно правильная, мой стаж 12 лет в полиграфии дизайнером. Все было, как в окончании Вашей статьи, до определённого момента, а потом я как-то себя потеряла…техника есть, а чего-то не хватает, выключилось что-то, а от сюда проблемы. Понимаю, Вы не психотерапевт :))). Я самоучка, и думаю, что просто не хватает теоретических знаний. Спасибо за Ваши уроки и статьи!

  • Елена

    Я придерживаюсь двух мнений, не помню кто это сказал, это:
    «Реклама — это двигатель торговли» и «Все гениальное — просто».
    Не совсем важно во что упакована селедка, главное — что внутри упаковки. Говорю как простой потребитель.
    Конечно, при выборе товара, не зная его качеств, особое внимание уделяется внешнему виду упаковки. Но тот, кто его не знает, обычно покупает уже зарекомендовавший себя на рынке продукт, не важно во что «одетый», главное вкусный.
    Если брать во внимание не вкусный продукт, типа «ролтона», его покупают иногда обращая внимание на оформление, то есть аппетитная волнистая лапша, красиво политая мясным соусом, на котором видны даже небольшие кусочки мяса, хотя в натуре его там и в помине нет -). Главное красиво оформлено.

    Конечно же надо, работая над оформлением продукта (товара, услуг) учитывать мнение заказчика, ведь «кто платит — тот и музыку заказывает». Возможно предложить заказчику самому нарисовать эскиз, чтобы понять что он действительно хочет, либо убедится в его бездарности, либо тем самым вынудить его возложить эту миссию полностью на исполнителя.

    • Боб

      Елена, мой опыт показывает, что когда заказчик сам пытается выступить в роли арт-директора и относится к дизайнеру, как к послушному исполнителю, то ничего путного из этого не выходит. Ну, за исключением тех редких случаев, когда попадается заказчик с дизайнерскими способностями. А чаще всего, если он и может собственноручно нарисовать эскиз, то эскиз этот настолько банален и лишен основ зрительного восприятия, что пропадает всякое желание его воплощать.
      В основном я с Вами согласен — очень важно прислушиваться к мнению заказчика!

  • серик

    Здраствуйте Боб! Прочитал Вашу статью. Я сам недавно сталкнулся с этой ситуацией. Меня попросили сделать логотип. Я сделал 8-12 вариатов логотипов. Мне самому понравился один вариант, очень интересно. Но заказчику не поравилось. Он попросил ещё варианты. И не знаю, делать.Серик.

    • БоБ

      Здравствуйте, Серик!

      Ну, что ж, ситуация обыкновенная. Нет ничего страшного в том, что приходится делать много эскизов.Воспринимайте это в качестве тренинга, и тогда работать станет интереснее. Постарайтесь вытянуть из заказчика как можно больше информации, способной помочь Вам в работе. Возможно Вам помогут советы из моей статьи «Как написать бриф».

  • Walerijart

    Дорогой Боб, я занимаюсь ремонтом квартир, и сталкиваюсь с одной и той же проблемой, когда незатейливый хозяин, столкнувшись с вещью, неожиданно ему понравившейся, совершенно не задумывается
    о том, что она хороша сама по себе и не больше и, мало того, вступает в конфликт с остальными элементами декора его квартиры.
    И наоборот: вещь неприглядная на первый взгляд оказывается востребованной именно в этом варианте… Ну что поделаешь у каждого свой Тезаурус… Остается только одно: дать несколько
    вариантов эскизов..
    Относительно креатива, здесь вопрос еще проще: когда то нормально воспринималось: сахар, крупа, семечки заворачивалось
    в обычную серую бумагу, которою в секунду превращали в кулек,
    и народ был доволен тем содержимым что хранилось в нем. И ни кому в голову не приходило, что это обезличенный товар, не знающий ни адреса, ни производителя, ни качества продукта…
    Ситуация изменилась и в изготовлении одного и того же продукта
    появились конкуренты, а это уже совершенно иная ситуация, и если технология так и не изменилась, то производитель обязан индивидуализироваться, иначе, какая разница между Мишей и Сашей,
    если выглядят они абсолютно одинаково… Но еще важнее индивидуализация в товаре, который мы когда-то и товаром-то назвать не могли: это интелектуальная собственность, услуги, новые технологии и т д… И в этих областях мы уже легко ориентируемся благодаря все тому же креативу… Это позволяет нам без скучных цифр, сложных описаний ясно представлять не толко назначение, но и качество продукта…
    С глубочайшим уважением к вам, дорогой Боб!
    Валерий Конадаков
    (Я в замешательстве, не знаю, как поступить: еще из предыдущего
    послания я уже подписался на ваши уроки ID, но пришло еще одно,
    а вдруг оно замещает прежнее? Подпишусь — придется платить дважды.. Что же мне делать?)

    • БоБ

      Валерий, спасибо за интересный комментарий!
      По поводу записи на курс можете не волноваться.
      Если Вы уже записались, то нет никакой необходимости записываться повторно.
      Да Вам это и не удастся — невозможно дважды занести в список одно и то же имя!
      Теперь Вам остается дождаться 15 февраля. Именно в этот день все, кто записался на Мастер Класс получат от меня подробную инструкцию по оплате. Уроки Вы начнете получать сразу же после оплаты.
      Боб.

Комментарии для сайта Cackle