Голландский графический дизайн: политика творческой анархии

Как вы считаете, возможно ли свободное покровительство творчеству?

Да, именно – свободное. Без вмешательства в сам процесс и без диктата конечной цели?

Удивительно, но именно такая картина сложилась в Нидерландах.

Более чем другие формы искусства, графический дизайн в Голландии всегда отражал исторические, экономические и социальные условия развития страны. Только представьте себе, что, начиная с Золотой эры датской монархии, художники и дизайнеры в Нидерландах имели серьёзную государственную поддержку и считались реальной, а не номинальной элитой! Многие крупные государственные компании и сегодня имеют специальные подразделения, работающие с дизайнерами. И при этом они не вмешиваются в творческий процесс. Просто удивительно!

А теперь бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты – гульденов. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет. Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне.


50_gulden


100_gulden

Авторы книги «Графический дизайн и идеализм» Леони тен Дуи и Анели Хаас чётко описывают позицию голландских дизайнеров касательно этого момента: «Национальный банк не считал нужным, накладывать вето на работу дизайнеров, ограничивать их действия. А дизайнеры в свою очередь пользовались полнотой этой свободы, осознавая всю меру собственной ответственности».

По словам одного из голландских дизайнеров Макса Кисмана, нидерландский дизайн является «стилем стилей», он многолик, и в этом его уникальность. Освобождение от доктрин, сочетание не сочетаемого, ирония над обыденностью – вот лишь несколько его черт. «Официальная анархия» — так обозначил политику современного голландского дизайна обозреватель Макс Бруинсм. Анархия потому, что к графике выдвигается лишь одно требование – высокое качество творчества. Не правда ли, хочется работать в таких условиях?!

Известный дизайнер из Амстердама Шигеру Ватано однажды заметил: «Рациональная аналитика —  вот тот принцип, который правит голландским дизайном». Да, он, несомненно, был прав. Но, замечу, что лишь отчасти. Вырастая из «коротких штанишек» пуританской типографической традиции, голландский дизайн становился независимым — свободным от шаблонов и условностей. И постепенно стал таким, каким его знает сегодня весь мир. Современный голландский дизайн не столько сухо информативный, как может показаться на первый взгляд, сколько личностный.

Графика дарит эмоциональность, остроту переживаний и максимально персонализированный смысл. Наиболее яркие личности в современном голландском графическом дизайне: Irma Boom, Gert Dumbar, Mieke Gerritzen, Martin Majoor, Paul Mijksenaar, Just van Rossum, Erik van Blokland.


2874713682_6122366303_o

75_12lg

ill-eka1

studiodumbar

Посмотрите на повседневную жизнь голландца. Влияние на неё дизайна невозможно оставить незамеченным! Везде – на типографических плакатах, приглашениях на торжественный приём, листовках, буклетах, почтовых марках, упаковках для печенья — изображения стали яркими, образными, глубоко личностными. Вызвать импульс, врезаться в память, затронуть самые глубокие струны души, но сделать это индивидуально, по-своему – вот чего добивался каждый голландский дизайнер.


dutch1

dutch2

А вы знаете, как органично соединить традиции и новаторство, слово и образ, общество и личность, догмы и анархию? Вот здесь, по этому лезвию и балансировал голландский дизайн. Он сам нашёл эту точку  равновесия между экспрессионизмом и функционализмом, и сумел не только удержаться на ней, но и уверенно пройти через весь двадцатый век.


studio-dumbar-posters

Сегодня существование небольших дизайн студий оказывается возможным благодаря системе грантов как государственных, так общественных или частных. К примеру, BKVB «The Netherlands Foundation for Visual Arts, Design and Architecture» — Голландский фонд изобразительного искусства, дизайна и архитектуры за последние несколько лет профинансировал работу более, чем 5000 художников, полностью покрыв их ежедневные расходы и освободив их от необходимости добывать хлеб насущный. Качественный дизайн пронизывает повседневную жизнь Голландии насквозь.

Так чему же мы можем поучиться у голландских дизайнеров?

Мне кажется, в первую очередь – ответственности и свободе. А ещё  — умению соединять несоединимое. А вы как считаете?



Интересная ссылка по теме:

http://www.flickr.com/photos/insect54/sets/72157601907959619/?page=2

Похожие записи