Скандинавский дизайн: простая гениальность
[testimonial author=»Альберт Эйнштейн»]
Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.
[/testimonial]
Друзья!
В продолжение разговора о функционализме в дизайне, который я начал в статье «Уроки швейцарской школы», сегодня я хочу поговорить с вами о скандинавском графическом дизайне.
Что же в нём особенного, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?
Пожалуй, начнём с образов. Итак, белый и чёрный, дерево и метал, хлопок и шерсть, птица и лист – ничего лишнего. Та простота, которая граничит с совершенством, не терпит излишеств и не нуждается в экспрессии. Она логична, функциональна и привлекательна. Не более.
Около 50 лет назад именно эта простота окончательно стала полноправной хозяйкой скандинавской школы графического дизайна.
Ещё с начала 30-х годов скандинавский дизайн пустился на поиски той «идеальной формы», которая должна была бы обладать большей полнотой внутреннего содержания, чем внешней эксклюзивности. И он нашёл её. Неброская, но притягательная, не вычурная, но современная, не претензионная, но гениальная простота как минимум на столетие вперёд определила основное русло развития искусства в Дании, Норвегии и Швеции, а так же в Финляндии.
Кстати, с 1950 по 1971 г. включительно, лучшим дизайнерам скандинавских стран ежегодно вручали премию им. Фредирика Луннинга. Не удивительно, что эти 20 лет сыграли огромную роль в становлении развитии дизайна в Скандинавии. Мотивация – великая вещь!
Как вы думаете, что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?
Представьте себе, что уже тогда культурная политика в этих странах была направлена на комфорт человека из народа. Красота и функциональность должны были стать достоянием не только богатых, но выйти в народные массы. К слову, главным жизненным правилом одного из самых знаменитых финских дизайнеров и архитекторов Алвара Аалто стало выражение: «Задача архитектора – сделать жизнь удобнее».
Хочу обратить ваше внимание на то, что плавность природных линий и строгий функционализм – это один из постулатов скандинавского дизайна. И только с позиций удобства для человека!
Интересно ещё и то, что с исторической и культурной точки зрения страны Скандинавии тесно связаны друг с другом. За долгий период сосуществования они сумели выработать единый подход к дизайну. Геометрия и растительные мотивы в большинстве случаев сочетаются рациональным способом. Линии остаются простыми. А форму украшают лишь единичные элементы декора.
Вам кажется это немного скучным? Отнюдь! Простота скандинавского дизайна говорит на языке плавно изогнутых линий, конкретных образов, общей сглаженности и лаконичности стиля. Всё гениальное – просто, не так ли?! Дизайнеры легко совмещают изображения растений, животных и людей с чёткими и строгими геометрическими фигурами. Что одновременно выглядит и современно, и по-скандинавски.
Тонкости национальных различий может подметить лишь узкий специалист либо же коренной житель одной из скандинавских стран. Может просто стоит съездить в Скандинавию?!
Кстати, профессор Датской архитектурной школы в Орхусе Томас Диксон считает, что вполне правомочно выделять отдельные дизайнерские школы внутри группы скандинавских стран. Так, к примеру, основоположником датского дизайна считается архитектор и дизайнер Коре Клинт. Он развивал тему немецкого модерна «югендстиля», однако по-своему – без рамок, орнаментов цветочного декора.
В графическом дизайне Норвегии часто используются этнические фольклорные мотивы: северные олени, полярные звёзды, корабли викингов, изображения королей, которые удачно стилизуются и лаконично вписываются во всё разнообразие образов. Есть свои особенности и у финнов, и у шведов. Но обо всём сразу не расскажешь.
Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?
Очень многому! Не выдумывая ничего нового, лишь гармонично соединяя образы окружающего мира, шведы, финны, датчане создают действительно шедевры, причём шедевры скорее для будней, чем для праздников. Ну что, вы уже готовы превратить свои будни в праздник? Ведь креативщик так и должен жить!
Давайте вместе присмотримся к тому же шведскому бренду «IKEA». Ясно, что вся линия дизайна направлена на простоту и функциональность.
А вот гораздо менее известная, но не менее творческая, скандинавская группа молодых дизайнеров из Стокгольма «WIS». Они работают по нескольким направлениям: графика, интерьер и промдизайн. Их графика так же максимально проста. Но они смотрят на жизнь с разных сторон, стараясь увидеть обычные вещи в необычном ракурсе.
Сегодня классический скандинавский графический дизайн в странах Скандинавии наполняет жизнь людей повсеместно, проявляясь то на упаковке молока, то на рисунке обоев, то на принте сумки, то на обивке для мебели. Он – неотъемлемая часть жизни.
Скандинавский графический дизайн – это не погоня за чем-то новым и невиданным, ярким и необыкновенным. Это – простота зрительных образов в сочетании с их природной функциональностью и красотой.
По-моему, достойный пример для подражания!