Уроки швейцарской школы
Здравствуйте, друзья!
Мои новые студенты часто недоумевают, почему я так равнодушен ко всяким «красивостям» и фотошоповским эффектам, которыми изобилуют образцы творчества многих наших современников.
Скажу вам честно, что в дизайне я большой сторонник функционализма, т.е считаю, что цель дизайна не украшать, а устанавливать коммуникацию со зрителем — в наиболее легкой и органичной для него форме. Поэтому, не случайно одной из наиболее уважаемых мной графических школ является швейцарская школа, называемая также Интернациональным стилем (Swiss International Style).
В этом коротком посте я решил познакомить вас с этим стилем.
Swiss International Style, была основана в 1927 году художниками-графиками Я. Чихольдом, Й. Мюллер-Брокманном. Продолжив исследования немецких типографов, швейцарцы создали новые виды шрифтов без засечек, облегчающих чтение и запоминание текстов.
Основное направление развития школы — улучшение зрительного восприятия графических работ и применение системы модульной сетки.
Швейцарский стиль отличает:
- функциональность
- простота, лаконичность, точность
- свободное пространство
- асимметричная компоновка работ
- шрифты без засечек
- читаемость
Во всех работы представителей швейцарской школы используются гарнитуры без засечек.
Helvetica, Univers — популярные гарнитуры, широко используемые в наши дни в логотипах компаний, журналах, рекламных текстах и заголовках, — разработаны последователями этой системы.
А. Хофман, К. Герстне, Г. Материя и другие дизайнеры швейцарской школы стали первыми использовать крупные, часто чёрно-белые, фотографии, новые шрифты без засечек, геометрические и буквенные композиции, создающие настроение.
Рекламные и технические тексты, выполненные таким образом, привлекают к себе внимание, лучше воспринимаются.
С середины пятидесятых годов швейцарская школа стала завоёвывать мировое признание. Выпускники Школ искусств Базеля и Цюриха проводили выставки, лекции в Америке и Европе, издавали учебники, руководства, альбомы.
Стоит заметить, что только симбиоз практики и теории позволил швейцарской школе добиться международного признания.
Помните мои статьи о модульной сетке?
Так вот большая заслуга международной швейцарской школы графического дизайна именно в разработке методики применения модульной сетки, организующей пространство и облегчающей работу дизайнера.
В настоящее время результаты исследований мастеров швейцарской школы широко применяются в рекламе, ВЕБ-дизайне, в проектировании пользовательских интерфейсов (меню телевизора, электронные дисплеи, приборные панели и пр.).
Особое удовольствие я получил, подбирая иллюстрации к этой небольшой заметке.
Я считаю, что начинающему дизайнеру было бы крайне полезно время от времени обращаться к примерам дизайна мастеров швейцарской школы. В этих работах — средоточие всех неотъемлемых составляющих хорошего графического и типографического дизайна.
Кстати, вы обратили внимание на отсутствие эффектов и всевозможных виньеток и завитушек? Оказывается, хороший дизайн возможен и без них!