Зачем дизайнеру препресс?

Уважаемые коллеги!

Совсем скоро в нашей Виртуальной школе выйдет новый онлайн-тренинг «Допечатная подготовка для графического дизайнера». В преддверие выхода курса предлагаю вашему вниманию серию вводных материалов по теме допечатной (предпечатной) подготовки.

Первая статья написана на базе вводной части первого урока курса, который для Вас подготовил преподаватель нашей Виртуальной школы, опытный графический дизайнер и художник Владимир Михайлович Вовнобой.


Работа графического дизайнера попадает в печатную машину не сразу, а только после так называемой допечатной или предпечатной подготовки. Её еще называют препресс. Этим процессом занимаются технические специалисты-препрессчики. Их работа требует глубоких знаний, высокой квалификации, значительного опыта.

«А мы-то здесь причем?» — спросите вы. — «Для чего дизайнеру препресс»? Разве мало у него других хлопот, чтобы еще и этим заниматься самому? Это вообще не творческая, абсолютно техническая область. Вот пусть технологи типографии этим и занимаются. А наше дело — представить им красивый и грамотный дизайн, и на этом закончить».

Такие мысли могут посетить начинающего графического дизайнера. И он был бы абсолютно прав, если бы удалось отделить собственно графический дизайн от полиграфической технологии. Вот я создал дизайн, сделал свою часть работы — берите его и печатайте как знаете. И не нужно мне гуманитарию вникать в ваши технические заморочки!

Скажу больше — если бы удалось добиться такого полного разделения труда дизайнеров и полиграфистов, инженеры типографии тоже поддержали бы его двумя руками. Они были бы счастливы не зависеть от капризов не всегда технически грамотных дизайнеров. И вообще мечтали бы видеть их пореже в своей типографии.

Но реальность заставляет дизайнеров и типографских технологов запрятать свои мечты о взаимной независимости подальше, и работать в связке, рука об руку. Дело в том, что допечатная подготовка или препресс начинается вовсе не непосредственно перед печатью. И даже не тогда, когда дизайнер присылает свою готовую работу. А еще с самого первого, прикидочного обдумывания дизайнером своего будущего проекта.

Определение формата издания, выбор бумаги, шрифта, красочности, тиража и прочих параметров — определяются технологическими особенностями, ограничениями и требованиями полиграфии вообще и конкретной типографии в частности. Все это дизайнеру необходимо знать и учитывать уже с самого начала проектирования оформления.

Даже в доцифрую эпоху, когда приходилось работать только карандашом и красками на бумаге, подсчитывать вручную объем текста, и размечать условными знаками верстку, а в типографиях существовали только аналоговые механические технологии, и многое делалось тоже вручную, дизайнерам было необходимо хорошо знать типографское дело, параметры печати, и прочие технические особенности и ограничения, без которых было бы невозможно изготовить качественную работу.

Я заканчивал графический факультет Московского Полиграфического Института (так тогда назывался мой вуз) в 1979 году. Диплом должен был состоять из 3х частей: художественно-графической – иллюстрации, постраничный макет книги, технической — разработка полной подробной технологической цепочки и документации типографского производства моей книги, и экономической — подсчет себестоимости книги с учетом расходов на типографские процессы, материалы, трудозатрат по каждому процессу, определенным государственными стандартами, и с выходом на прибыль. 

На вопрос студентов «зачем художникам-дизайнерам подробно знать полиграфическую технологию?» наш преподаватель ответил: «чтобы вам в типографии не смогли вешать лапшу на уши!» Все типографии захотят облегчить себе жизнь и переложить свои проблемы на вас.

Потом я неоднократно убеждался в правоте его слов, сталкиваясь с попытками типографщиков переложить с себя ответственность за некачественную печать на дизайнера, упростить или вообще отказаться от сложных технологических процессов. Причем не только в наших, советских или российских типографиях, но и в зарубежных.

И эти попытки сразу прекращались и разговоры переходили в профессиональное русло, когда в типографии понимали, что перед ними грамотный в полиграфии человек, и его, как говорится, голыми руками не возьмешь.

Раньше дизайнеру самому часто приходилось присутствовать в типографии при подготовке к печати тиража, чтобы на ходу решать какие-то технологические вопросы и контролировать качество исполнения.

Причем способов серьезного контроля и возможностей коррекции при аналоговой полиграфической технологии существовало совсем немного. Они были достаточно сложны, требовали высокой квалификации, большого опыта, а результаты такой коррекции часто были грубые, недостаточно предсказуемые и поэтому нестабильные.

Сегодня цифровые технологии позволяют очень тонко и эффективно управлять всеми полиграфическими процессами. И главное — абсолютно предсказуемо влиять на конечный результат тиражей.

Многие процессы (такие, например, как набор, верстка, цветоделение, цветокоррекция иллюстраций) были переведены из типографии в дизайн-бюро. Типография теперь получает итоговый электронный файл для изготовления печатных форм, годных к тиражированию на типографской машине. Поэтому роль дизайнера в этой цепочке, его ответственность за конечный результат многократно повысилась.

Как правило, в издательстве или дизайн-бюро есть специально обученные люди, готовящие файлы к печати — специалисты допечатной подготовки, препрессчики, технологи. Они принимают у дизайнеров файлы и делают с ними всю необходимую техническую работу. А главное — берут на себя общение с типографиями. Но эти файлы дизайнер с самого начала должен подготовить грамотно, с хорошим знанием возможностей, ограничений и требований типографии.

Кроме того, в работе дизайнера нередко возникает ситуация, когда он самостоятельно должен подготовить свою работу к печати. Иногда умение готовить файлы к печати является одним из условий приема дизайнера на работу.

Короче говоря, хотим мы этого или не хотим, но даже если жизнь графического дизайнера сложится так счастливо, что ему никогда самому и не придется на практике заниматься препрессом в полной мере, ему всё равно необходимо его знать как часть полиграфической технологии, чтобы учитывать ее требования.

Продолжение темы здесь.

P.S. Напишите, пожалуйста, в комментарии, насколько хорошо вы разбираетесь в допечатной подготовке. Если пока не разбираетесь, то каким образом готовите свои макеты в печать?

 

Похожие записи