Осень прямо в точку!

«Искусство повсюду» — именно под этим названием проходит культурный фестиваль осени-2016 года в столице Австрии. Поскольку от Праги, где я живу, до Вены всего 3,5 часа езды, грех было бы пропустить такое событие.

Отправляясь в Вену за культурой, я и представить себе не мог до чего Вена – город-галерея! Судите сами: Музей истории искусств, Художественный музей Альбертина, Музей современного искусства, Сецессион – художественный дом Густава Климта, над входным порталом которого прикреплен девиз художественного объединения: «Времени — его искусство. Искусству — его свободу»; картинная галерея Академии изобразительных искусств.

Я уже не говорю про Квартал музеев, территория которого составляет 60 тыс. кв. м.(!) и где собран невероятный диапазон изобразительного искусства, архитектуры, музыки, моды, театра, танцев, литературы, стрит-арта, дизайна и фотографии.

Конечно, трех дней, которые мы с женой провели в Вене, на всё просто не хватило. Но самое интересное мы всё-таки увидели.

В первую очередь мы направились во всемирно известную венскую художественную галерею Альбертина. Её коллекция насчитывает около 50 000 рисунков и акварелей, а также около 900 000 произведений печатной графики, от поздней готики до наших дней.

Дюрер, Ренуар, Дега, К. Моне, Леонардо да Винчи, Модильяни, Матисс, Шагал, Пикассо, Сезанн, Рубенс, Климт – конечно же, хотелось еще раз увидеть их работы в подлиннике!

Но меня ждал настоящий сюрприз. Приуроченная к фестивалю «Искусство повсюду», в Альбертине в эти дни проходит выставка пуантилизма или «точечной живописи».

Колористика для дизайнера-самоучки

Это направление невозможно перепутать ни с каким другим, полотна художников-пуантилистов легко узнаваемы с первого взгляда. Короткие точки-мазки разных размеров, большие и еле заметные, накладывались на полотно как можно плотнее друг к другу.

Форма точек могла быть разной – квадратной, вытянутой, круглой. Отсюда и термин «пуантилизм», ничего общего с балетом и пуантами не имеющий, а происходящий от французского слова pointiller — «писать точками».

При близком рассмотрении изображенные объекты выглядят нечетко, скорее напоминают абстракцию из цветных точек, но если отойти от холста на расстояние, точки-мазки сливались в единую цельную картину. Сегодня такую технику часто сравнивают с пикселями на экранах компьютерных мониторов.

Основателем пуантилизма считается французский художник Жорж Сёра. При создании своего стиля художник использовал точки комплиментарных контрастных цветов: голубой и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. За счет этого в своих изображениях он добивался особой выразительности и гармонии.

При работе в технике пуантилизма цветные мазки на смешиваются на холсте, а накладываются рядом. Человеческий глаз сам «смешает» цвета, формируя итоговые оттенки. Этот же принцип взят за основу при создании растра в офсетной печати.

Например, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном, а пары комплиментарных цветов — оттенками серого.

Накладывая мазки красок как можно ближе друг к другу в соответствии с оптическим принципом смешения цветов, художники добивались невиданных до тех пор эффектов свечения и хроматических импульсов. Именно так реалистический взгляд на мир сменился изображением синтетической реальности, что в свою очередь открыло путь к развитию модернизма.

Впервые работы, выполненные в технике пуантилизма были представлены в 1886 году на выставке импрессионистов в Париже. Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сёра, буквально произвела фурор и явилась эпохальным событием в истории живописи.

Визуальные эффекты, созданные благодаря умелому использованию теории цвета, делают работы Сёра живым и многомерным.

Джорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт.

Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт». 1886 

Главным учеником и последователем Сёра считается импрессионист Поль Синьяк. Он пошел гораздо дальше своего учителя — экспериментировал с расстоянием между точками, из-за чего картина воспринималась как мозаичное изображение. Если на полотнах Сёра все точки расположены на одном расстоянии, то у Синьяка они приближаются и отдаляются друг от друга.

Пуантализм в живописи

Поль Синьяк. Завтрак, или столовая. 1887

Пуантализм в живописи

Поль Синьяк. Венеция в розовой дымке. 1909

Приверженцами пуантилизма на разных этапах своего творчества были многие художники, среди них наиболее известные — Ренуар, Ван Гог, Матисс и Пикассо. Впоследствии каждый из них продолжил свои поиски в других направлениях.

Например, Ван Гог воспринял идеи Сёра с энтузиазмом: его палитра стала ярче, а пейзажи изобиловали точками. Но вскоре художник перенял более свободную форму выражения, которая лучше соответствовала его природе. Он «разбавил» рациональный пуантилизм, вложив в картины всю свою страсть и экспрессивность.

Ван-Гог. Сеятель

Винсент Ван Гог. Сеятель и закат. 1888

Цветовую гамму и сюжеты художники-пуантилисты заимствовали у импрессионистов, но за счет точечной техники цвета получались более воздушными, яркими и чистыми.

Наиболее интересно на выставке представлена серия работ бельгийского художника Тео Ван Рейссельберге. Его увлечение пуантилизмом началось после посещения вышеупомянутой выставки импрессионистов в 1886 году. Это настолько потрясло художника, что он «импортировал» пуантилизм в Бельгию и полностью отказался от реализма.

Sunset at Ambleteuse, 1899

Тео Ван Рейссельберге. Закат в Ambleteuse, 1899

После 1903 года его техника пуантилизма стала спокойнее и тише, а после 1910 года художник отказался от нее полностью. Мазки стали крупнее, он использовал более интенсивные цвета и игру контраста и стал настоящим мастером света и тепла.

На выставке в Альбертине представлена подборка его женских портретов и бытовых сцен.

Пуантализм в живописи

Тео Ван Рейссельберге. Летний полдень (Чаепитие в саду), 1901

Пуантализм в живописи

Тео Ван Рейссельберге. Женщина у зеркала 1907

Впоследствии пуантилизм использовали художники, работавшие в духе модернизма и абстракционизма, а также в декоративном искусстве (росписи, панно).

Примеры работ художников-пуантилистов наиболее наглядно демонстрируют лучшие стороны теории цвета в живописи: взаимодействие комплиментарных (дополнительных цветов), правила цветовых гармоний и контрастов и оптические иллюзии. Кстати, обо всем этом я как раз рассказывал на своем недавнем воркшопе «Колористика для дизайнера-самоучки».

Жаль, что во время проведения курса мне не пришло на ум показать студентам работы пуантилистов. Одним словом, будете в Вене, не проходите мимо «Альбертины»!

Колористика для дизайнера-самоучки

Похожие записи