О количестве и качестве шрифтов в графическом дизайне

Друзья!

В этой статье я продолжу разбор наиболее частых ошибок начинающих дизайнеров.

Сегодня речь пойдет об использовании шрифтов. Знаете, как я могу отличить работу новичка от профессионала? Новичок, как правило, старается продемонстрировать в своей работе всё, чему он успел научиться. Это проявляется в обильном использовании различных цветов, всевозможных эффектов и, разумеется, многочисленных шрифтов в одной и той же работе. Дизайнер-профессионал же напротив, как правило, использует один, в крайнем случае — два шрифта в рамках одного проекта, а также ограниченную цветовую палитру. И если уж совсем не обойтись без графических эффектов, то старается свести их использование к минимуму.

Итак, если правило номер один для грамотного дизайна — это построение модульной сетки (см. статью «Свободное пространство и модульная сетка»), то правило номер два звучит так: ограничивайте количество шрифтов!

Минимальное количество шрифтов способствует соблюдению принципа единства и соответствия в дизайне. Чем меньше ваша работа содержит различных стилей и пестрит всевозможными цветами и шрифтами, тем осмысленнее и профессиональнее она выглядит.

Чаще всего дизайнер выбирает один шрифт для проекта. Причем характер выбранного шрифта должен соответствовать креативной идее, либо настроению дизайна. Например, если мы делаем буклет, посвященный сотовому телефону третьего поколения, то нам скорее всего подойдет легкий современный шрифт без засечек. А вот буклету на тему выставки импрессионистов в Эрмитаже больше подойдет классический, «прочно стоящих на ногах», шрифт с засечками. Вообще, удачный подбор шрифтов крайне важен в работе дизайнера, потому как несоответствие характера шрифта идее и характеру проекта может загубить всю работу на корню.

Иногда необходимо использовать добавочный шрифт. В работе с двумя шрифтами — первый шрифт как бы подчеркивает настроение и характер работы и зачастую придает ей индивидуальность. Этот шрифт используют для заголовков и подзаголовков. Иногда для этой цели дизайнеры используют необычные шрифты. Это делается вовсе не ради погони за оригинальностью, а с целью выделить конкретные части текста за счет усиления контраста по отношению ко второму более привычному шрифту.

Поскольку заголовков не так уж много в одной работе, то принцип контраста срабатывает безотказно, тем более, что заголовки значительно крупнее основного текста.

Второй шрифт, как правило, более привычен глазу и его задача не привлекать внимание зрителей, а выполнять чисто информативную функцию. Он должен легко читаться и не утомлять глаз. Новички часто делают грубую ошибку, создавая большие текстовые фрагменты экстравагантным, трудно-читаемым шрифтом. К таким шрифтам я также отношу подавляющее большинство так называемых «рукописных» шрифтов. Такие шрифты хороши, скажем, для маленькой поздравительной открытки, но не для работы с большим количеством текста.

Вот примеры хорошего применения шрифта:

Limitfonts

Как вы видите, здесь используется всего два шрифта. Один для заголовков, а другой для основного текста. Такая работа выглядит изящно и последовательно.

А вот неудачное использование шрифтов:

Limitfonts3

Здесь я намеренно использую несколько необычных шрифтов, чтобы вы почувствовали дисгармонию и несоответствие такого дизайна. Не используйте слишком много шрифтов в своей работе! Нет ничего хуже работы, где перемешано 8 различных шрифтов, а тем более шрифтов экстравагантных и трудно-читаемых.

Вот пример такой работы: Limitfonts4

Это не плод моей фантазии. Таких работ я видел множество, и выполнены они были, как правило, либо дизайнерами-новичками, либо любителями.

Если вы обратитесь к учебнику дизайна, то скорее всего найдете там рекомендации использовать шрифт без засечек для заголовков, а в качестве основного текста — с засечками.

Но это правило слишком общее и на практике его часто приходится обходить.
Поэтому напоследок ещё один маленький совет. Если шрифт заголовка выглядит современным, то в качестве основного шрифта лучше выбирать шрифт без засечек. Если же ваш первый шрифт старомодный, то основной шрифт должен быть с засечками.

Тема использования шрифтов неисчерпаема, поэтому невозможно рассказать обо всем в одной маленькой статье. По мере возможности, я буду делиться с вами своими знаниями о работе со шрифтами. Кстати говоря, в моем обучающем курсе по программе Индизайн, я уделяю большое внимание этой важной теме.

Похожие записи

  • Kovsar

    Болшое спасибо учитель.Очен полезный информачия!

  • http://portfolio-st.com Tatiana

    Спасибо Боб за статью все просто и понятно. У меня как раз на оборот использую очень ограниченное количество цветов в основном черные или серые оттенки не могу уйти от этого. Я вижу в этом некоторую ограниченность.

  • LeaLea

    По мере обучения у Вас, стала замечать все ошибки и хорошую рекламу у себя в городе, так интересно……..

  • Ольга

    Спасибо за урок!

  • Kristina

    Спасибо очень нужная информация!!!

  • Константин

    Большое спасибо за доступность материала! Мне приятно учиться у Вас.

  • ВАЛЕРА

    Спасибо

  • Анна

    Огромное спасибо! Замечательная статья, читаю с удовольствием. Очень полезная информация.

  • mango

    вопрос практический: какими шрифтами можно пользоваться? шрифты охраняются авторским правом, к примеру можно ли использовать шрифты Microsoft для печати буклета?

  • http://pokerever.ru Игорь

    Полезно, особенно сравнение новичков и профессионалов. Спасибо

  • spiro

    нужная инфа …спасибо

  • Shri Mahadeva

    Аум шанти! Сарва мангалам!
    Уважаемый Борис,мое письмо к Вам, скорее всего, психологическое, т.е., за рамками предполагаемой учебной программы. Я профессиональный художник и в конце 80-х начале 90-х годов работал в одном из дальневосточных книжных издательств, в настоящее время занимаюсь педагогической деятельностью — преподаю психологию искусства. Вы делаете очень полезное дело, открывая тайны художественного ремесла в данном направлении. Случайно найдя, Вашу программу обучения в инете, я решил как бы заново вспомнить то, что уже знал, освежить память в этой области, да и вообще, поучиться у другого специалиста, т.е., у Вас, всегда полезно. Хотя из первых Ваших уроков я ничего нового не узнал, но, думаю, это не столь важно, все равно буду продолжать читать Ваши статьи и получать информацию. Вы молодец, что организовали такую программу! Вообще, специалистов в области шрифтового искусства очень мало, и приятно было осознать, что Вы — один из тех, кто является профессионалом в этой области. Буду продолжать «посещать» Ваши интернет-занятия. Извините за несущественное письмо и отнятое время. Буду ждать Вашей профессиональной информации.
    С уважением,Shri Mahadeva Adi Nidana.

  • Levon

    Дааа… Токая проблема была и у меня, теперь буду знать. Спасибо

  • Мария

    Черт! (…извените)
    (я как раз такой вот любитель, как в вашей статье)
    Я всегда это знала! только не понимала до конца.
    Вот бывала смотрю на свою работу. Что-то не нравится, а не пойму что. Теперь Знаю! Теперь я вижу свои ошибки. Списибо!

  • MAX

    Спасибо,БОБ! отличная статья, сам иногда замечал,как от плохого шрифта не только глаза устают, но и интерес пропадает.

  • Валерий

    Спасибо, Боб! Раньше я понимал это интуитевно, теперь же могу себе это объяснить и не только себе.

  • http://Советыначинающимдизайнерам Руслан

    Большое спасибо. Все понятно. И очень интересно

Комментарии для сайта Cackle